Блог открыт в рамках проекта «Дербент: 2000 лет на перекрестке культур», инициированного Хасавюртовской центральной городской библиотекой имени Расула Гамзатова.

четверг, 9 июля 2015 г.

Впечатления моих друзей о Дербенте

Когда я начала публиковать на фейсбуке посты о Дагестане и Дербенте, оказалось, что среди моих друзей есть люди, которые бывали в Дербенте, и сохранили о нём самые тёплые воспоминания. Я попросила их поделиться впечатлениями о городе, и они с готовностью откликнулись.


***

Эта фотография милой, стесняющейся девушки на фоне Дербента заставила меня вздрогнуть. Картинка из моих снов. Я узнал город, его дряхлеющие развалины, и, кажется, даже ощутил запах жареной рыбы...Тогда, на берегу моря, её жарил старик, меланхолично помешивая небольшой костёрчик. Он пригласил меня к костру, угостил вином и едой, а потом велел девушке, проводить меня в хижину отдохнуть... Нет, нет, дорогой читатель... Не будет никаких эротических сцен. Другое время, иной менталитет. Но эти промелькнувшие мгновения жизни запечатлелись в моих сердце и памяти настолько, что когда они снова и снова приходят ко мне, обволакивая терпким запахом моря, болит сердце от осознания невозвратной потери...

Михаил Серебро,
актёр, режиссёр, драматург, писатель,
Президент Международной гильдии писателей.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1975).
г. Нюрнберг (Германия)




ГОРОД НА ЛАДОНИ

Первое впечатление: мы стоим на горе у стен древней крепости, а внизу, насколько глаз хватает, простирается огромный каменный город, весь, как на ладони, с зелеными островками садов и парков, залитый палящим южным солнцем. А на краю городской черты совершенно бирюзовая, широкая полоса бескрайнего моря, сливающаяся на горизонте с таким же широким и безмятежным, без единого облачка синим небом.
По высоким башенкам минаретов и доносящемуся из них пению муэдзинов, призывающих правоверных мусульман к очередной молитве, приезжий гость сразу определит в Дербенте восточный город. А между тем, здесь вполне себе мирно уживаются три мировые религии. Дербент в разные эпохи являлся центром распространения христианства, ислама и иудаизма.

Марина Балякина,
зав. библиотечно-информационным центром лицея №1 г. Зеленодольска (Республика Татарстан)

  




ОСТАНОВКА В ДЕРБЕНТЕ

Это было недавно, всего несколько десятков лет назад, мы тогда ещё жили в Советском Союзе. Мне, шестнадцатилетней девчонке и трём моим сверстницам, выдали путёвки, по профсоюзной линии, на «Поезд дружбы». Маршрут движения — по Военно-грузинской дороге. Ощущение счастья, которое свалилось с потолка! По-моему, не было человека, которому бы я не похвасталась. Настал день, и «Поезд дружбы» заполнила весёлая, бесшабашная молодёжь. Поезд мчался, а из каждого купе доносились песни, песни наших лет, это уже классика. Я не помню очерёдность городов, в которых мы останавливались на сутки или более, их было много. Но, приблизительно на четвёртые сутки поезд сделал остановку в Дербенте. Это было утром, мы проснулись и удивились, на всех окнах были решётки, а вдоль всей платформы стояли божественные «аполлоны»! Таких красивых молодых людей я больше не встречала в своей жизни. Экскурсовод нам объяснила, что в этом древнем городе (это было тогда, много лет назад) катастрофически не хватает женщин (потому что на десять мальчишек по статистике трое девчат…). Будь я постарше, осталась бы в Дербенте, но меня-то как раз (шестнадцатилетнюю блондинку с длинной косой) усиленно охраняли. Впечатление о городе отпечаталось в сознании единой гармоничной картиной и, как песня, иногда навязчиво всплывало в памяти. И время, которое было длинным в коротком мгновении. Да, совсем другое ощущение времени и пространства, и  незабываемая голубая мозаика мечетей, и дети, маленькие дети с большими ангельскими глазами… И монументальная Дербентская крепость, сооружённая на возвышенности. Она  включала в себя:  горную стену, морские стены, городские и выполняла функцию оборонительной системы,  защищала от нашествия кочевников. Было состояние другой реальности, другого измерения времени. В то же время, казалось, что я здесь всегда была, на протяжении всех прошедших веков, что весь калейдоскоп событий запечатлён в моём подсознании, и медленно за кадром кадр выползает наружу…
04.07.2015

Галина Богапеко, поэт. Москва.



***

В Дербент я впервые попала в конце 70-х – начале 80-х годов. Мой дед жил в рыбацком поселке в Азербайджане, в 1933 году бежали они всей семьей от голода с Кубани на Кавказ, на Каспий. Так и остались потом там жить. Мы, внуки, каждый год приезжали погостить. Часто вспоминаю нашу интернациональную улицу — русские, украинцы, казаки, лезгины, евреи, азербайджанцы... И вот как-то раз родственница предложила съездить с ней в гости в Дербент — к внукам. Полтора часа на автобусе и мы на месте. Этот город поразил меня с первых же минут — современность здесь мирно уживалась с такой стариной, что дух захватывало! И, конечно же, первое место, куда меня с гордостью повели — крепость Нарын-кала.
Помню, как мы бродили по ее закоулкам и меня подвели к самому краю, откуда, по преданию, сбрасывали в пропасть пленных — завязывали глаза, человек шел и падал с огромной высоты. Честно сказать, подойти к краю я побоялась — страшно! Побывала я и на необыкновенном кавказском рынке, где казалось можно было купить все, начиная с иголки и заканчивая автомобилем. И через пару дней уже самостоятельно разгуливала по городу. К сожалению, было это очень давно, я его уже почти не помню — так, какие-то обрывки. Но запомнился один случай — как-то я возвращалась со своей прогулки домой к родственникам и вдруг возле меня остановилась легковая машина. Молодые кавказцы, сидевшие в ней, стали спрашивать, далеко ли я иду и вообще — откуда? Я совершенно спокойно заговорила с ними (а было мне 20 лет), рассказала, что из Воронежа, иду вот на такую улицу, в гостях у родственников. — Эге, — воскликнул один из них — да это ещё далеко! Садись, подвезем! И я... села. Ни секунды не беспокоясь и не сомневаясь в порядочности хозяев по отношению к гостю. Меня привезли домой, сдали с рук на руки опешившей тётушке, а во время пути развлекали разговорами и расспрашивали об учебе и будущей профессии. Ну и о семейном положении, конечно!

Людмила Шилина,
журналист, редактор, писатель. г. Воронеж.



И последний штрих — пост в фейсбуке на страничке поэта, автора-исполнителя песен
Ольги Никитиной:

Дербент — один из самых древних городов мира (первое упоминание – 6 век до н.э.), помнит персов и скифов, арабов и тюрков, гуннов и хазар…
В 2015 году знаменитая Дербентская крепость отмечает свое двухтысячелетие.
Это ли не удача — попасть на экскурсию в Дербент в компании гостей и организаторов Книжной ярмарки Тарки-Тау-2014!


Фото Ольги Никитиной: