Дербент заслуженно считается колыбелью трёх религий. На
территории цитадели Нарын-Кала находятся остатки
первого крестово-купольного христианского храма в России (IV в.), в городе
сохранились самая древняя в постсоветском пространстве мечеть (VIII в.) и самая старая на территории России синагога (1614 г.).
В Дербенте находится самая древняя мечеть на Кавказе — Джума-мечеть. Она была заложена в VIII
веке, в средние века неоднократно обновлялась. Это прямоугольное вытянутое с
востока на запад здание 67
метров в длину и 17 метров в ширину. Свод
здания опирается на сорок, вытянувшихся в два ряда квадратных колонн,
разделяющих здание на три длинных нефа. Большой главный вход устроен в центре
северной стены. Его портал расписан растительным орнаментом, цитатами из Корана
и сообщениями о строительстве здания. По преданию под мечеть был перестроен
более древний христианский храм.
Во дворе комплекса
Джума-мечети растут три платана. Их возраст 700 лет. Кроны платанов дают тень и
прохладу всему двору Джума-мечети. На древнем Востоке была традиционна посадка
платана перед значительными зданиями как символ долголетия.
От цитадели Нарын-Кала до Каспийского моря с запада к
востоку тянутся две крепостные стены — северная и южная. Для выхода за пределы
крепости в стенах сделано несколько ворот. Самые нарядно оформленные — ворота южной стены Орта-Капы.
Недалеко от ворот Орта – капы в верхней части города расположена Бала – мечеть
(XI –XIX вв.). Свой современный облик мечеть получила в 1810 году, когда были
восстановлены участки нижних крепостных стен и частично зданий, разрушенных во
время штурмов города в 1796 и 1806 гг.
У ворот Кирхляр-капы в верхней части города расположена Кирхляр-мечеть. Это прямоугольное здание, фасад которого выполнен из местного ракушечника. Единственным художественно-архитектурным элементом фасада является входной портал, расположенный в центре. Здание мечети украшают несколько интересных надписей. Одна из них гласит, что мечеть построена в 1627 году. Здание неоднократно ремонтировали в XVIII–XIX веках.
Мечеть Хаджи Асадуллы построена в начале
ХХ века.
В
центре города расположена армянская церковь — Церковь Святого Всеспасителя, построенная в 1870-е годы. Здание выстроено из обтесанных камней
ракушечника, стены не оштукатурены. Автор проекта — писатель Габриэль Сундукян,
находившийся в Дербенте в ссылке. На сегодняшний день церковь не действующая, в
ней размещён музей «Ковра и декоративно-прикладного
искусства». Здание церкви является памятником архитектуры и входит в состав
Дербентского государственного историко-архитектурного и художественного
музея-заповедника.
Армянская
церковь, внутренний интерьер.
В музее, расположенном в
армянской церкви, представлены работы скульптора малых форм из Махачкалы Ислама
Шовкринского. В керамике воспроизведены сценки из жизни кавказских народов.
Герои Шовкринского очень обаятельны. Больше всего скульптор любит делать
стариков. В глине он увековечил не только большие носы, но и восточное
гостеприимство и мудрость старцев.
Единственная
сохранившаяся православная церковь в городе — Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. 7 января 1899 года на месте
нынешнего храма было заложено здание церковно-приходской школы, а через год в
школе уже начались занятия. В 1901 году в школе был
устроен Алтарь, и она превратилась в церковь-школу. Новая церковь-школа вскоре
стала главным образом служить нуждам прихода и оказалась необходимой для
церкви, поэтому в 1902 году построили новое здание собственно школы. В 1939 году
храм был закрыт, а в 1943 году вновь передан православным верующим. Сейчас
храм отремонтирован: построен церковный дом, возведена
новая колокольня. В 2009 году установлен новый иконостас.